Сегодняшний день - это день фантастики. Так много трансформеров, рассомах, железных, медных, зеленых людей и существ. Телевидение и кинематограф кишит фантастическими сюжетами. Многие в наши дни любят сюжеты про захват земли пришельцами (или кем то типа Локи) и истории апокалипсиса. В мире картинных галерей и старинных полотен есть тоже множество фантастических шедевров, а главный художник фантаст (на мой взгляд) Иероним Босх, его картины завораживают и захватывают сюжетом, они на столько не типичны для XV - XVI веков, что увидев их в национальном музее Прадо в Мадриде (самая большая коллекция полотен Босха) может показаться, что автор современник Дали или Пикассо.
![]() |
Сад земных наслаждений, (фрагмент), 1480-1490 гг. Национальный музей Прадо, Мадрид |
- Об авторе:
Почти полное совпадение дат жизни Иеронима Босха и двух других великих протагонистов мирового искусства: Леонардо да Винчи (1452-1519) и Альбрехта Дюрера (1471-1528) - кажется невероятным. Несмотря на некое туманное сходство, между ними пролегает пропасть. Что касается "благороднейшего и удивительного создателя фантастических и причудлевых вещей" - восхищенные слова Лодовико Гвиччардини (1567), - неизвестен даже точный год его рождения.
Предположительно и без твердых доказательств принято считать, что он родился между 1450 - 1460 годами, склоняясь более к первой дате. Местом рождения называют Хертогенбос, один из четырех главных городов Брабанта, сейчас находится в Голландии. Нет записи о рождении и других документальных свидетельств, кроме данных, приведенных Карелом ван Мандером (знаменитым биографом северных художников). Но именно обыкновение подписываться "Босх" можно уверенно принять факт рождения в этом городе. В одном из документов Братства Богоматери 1509 - 1510 годов ясно указано: "Иеронимус ван Акен, живописец, подписывающийся Босх". Обычай отождествлять себя с местом рождения не был редкостью и в ту эпоху, и столетия спустя. Многие художники предпочитали использовать топоним вместо фамилии как знак национальной идентичности (на этом основываются предположения о путешествии Босха за пределы Нидерландов, а именно - в Венецию).
![]() |
Портрет Босха. Карандаш, сангина 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас. |
Город Хертогенбос(кратко называется Ден Босх), основанный в конце XII века, своим названием обязан обилию лесов (bosch): охотничьих угодий, опустошаемых герцогами Брабанта.
Крайняя скудность документальных данных предельно усложняет определение творческого пути живописца.
Отец Босха Антонис Янсзоон ван Акен был живописцем, равно как и его дед. От фламандского города Хертогенбоса, в котором существовала отцовская мастерская, живописец Йерун (Йун или Ионен) ван Акен взял собственное имя, подписываясь как Jheronymus Bosch. Дом и мастерская семьи ван Акен располагались на восточной стороне главной, т.е. рыночной площади города. Строение было куплено отцом в 1462 году. Какие работы написал Босх в ранний период?
В доме у Антония распологалась мастерская, где работало множество художников, в том числе и Иероним, - даже после свадьбы, когда он переехал жить в северную часть рыночной площади, называемой У Спасителя. В 1480-1481 годах, как свидетельствует документ принят в Братство Богоматери в Хертогенбосе, которому суждено сыграть большую роль в личной и творческой биографии художника, передало ему две створки от старого алтаря. Его отец Ян не завершил работу над ними из-за повреждений нанесенных пожаром 1463 года. Тогда же начинается и социальное восхождение Босха. Смена статуса, превращение горожанина-ремесленника в нобиля сделало его одним из наиболее состоятельных граждан Хертогенбоса. В 1481 году он уже женат на Алейн ван ден Меервенне, девушке из богатой патрицианской семьи. Интересное предположение некоторых ученых о прямой связи между растущем финансовом благополучием и свободой творчества, что привело к большей свободе самовыражения художника.
Жена Босха также состояла в бртстве с 17 лет. Этот факт имеет особое значение для анализа творчества Босха, поскольку большая часть его произведений отныне может быть объяснена этими узами. В 1488 году он уже "нотабль" - или высокопоставленный член братства с правом решения важных вопросов. Белый лебедь был эмблемой братства, и нередко его изображение как намек возникает в картинах Босха. Босх жертвовал в пользу братства деньги и именно в этой среде находил своих самых значительных заказчиков, создав, безусловно, много больше работ, чем существует или распознано ныне.
9 августа 1516 года совершилась церемония похорон живописца. Она была устроена в капелле братства, которому он посвятил немалую часть своей деятельности. Живописец умер несколькими днями раньше, причиной смерти, скорее всего, была чума. Расходы, согласно установленным традициям братства, были покрыты собратьями [1].
- История триптиха "Сад земных наслаждений"
Экономическая независимость могла служить гарантией самой возможности создания чрезвычайно оригинальных работ, которые не могли оставить равнодушными ни местных влиятельных лиц, ни моралистов, активных в смутной атмосфере предреформаций. К этому времени относится триптих Сад земных наслаждений. В сравнении с ранее признанной его датировка сейчас несколько отодвинута назад, хотя некоторые не склонны относить работу к десятилетию между 1470 и 1480 годах. Это первая известная нам значительная работа Босха. Сотворение мира, украшающее внешние стороны створок
Сада земных наслаждений, принято считать первым фантастическим пейзажем в истории искусства. Загадкой остается персона его заказчика: выбор колеблется между Генрихом III Нассауским (триптих видели в его резиденции в Брюссели в 1517 году), его дядей Энгельбертом II и одержимо -вдохновенным Якобом фон Альмангином, великим магистром адамитов - еретической секты, боровшейся за возврат к весьма свободной морали, не знающей первородного греха [1]. В 1568 году картина была насильно реквизирована герцогом Альбой, который отправил ее в Испанию, завещавшим ее своему сыну Фернандо. После смерти Фернандо работа была куплена Филиппом II и отправлена в Эскориал в 1593 году. Сегодня она выставляется в залах Национального музея Прадо в Мадриде, Испания [2].
![]() | ||
Иероним Босх, Сад земных наслаждений, 1500—1510, Музей Прадо, Мадрид
Немного картин в истории мирового искусства провоцируют возникновение столь большого числа попыток истолкования: глубоких абсолютно несхожих, противоречивых, фантастических и невероятных. Эта работа уникальна в истории живописи. Блистательная фантазия художника, восходящая в своей основе к литературным, мистическим и культурным источникам эпохи, создает "гипнотически" завораживающую композицию, в которой каждый элемент достоин отдельного исследования. Но это бесконечное разнообразие деталей не вредит общему впечатлению, возникающему при осмотре работы: перед нами шедевр изобретательности, композиции, тончайших хроматических переходов, к которому трудно остаться равнодушным. В закрытом состоянии створки триптиха представляют Сотворение мира, написанного гризалью: плоская и пустынная земля закрыта прозрачной сферой. Единственные живые создания, обитающие на ней, - растения и их странные гибриды с минералами, предвосхищающие те формы, что изображены внутри. В просвете небес - фигура Создателя, который дает начало человеческому роду, конец же его уготован в последней створке триптиха, в Музыкальном аде [1] .
Левая панель триптиха представляет земной Рай. На переднем плане Адам уже очнулся после создания Евы, которую держит за руку не Творец, но Христос созидающий и благословляющий. За их плечами простирается прекрасный Эдем с разными видами животных. Некоторые из них реальны (жираф, слон, прочие млекопитающие и разнообразные птицы), другие - плод воображения живописца, вроде речных тварей, выползающих на берег из озерца на переднем плане и из пруда в центре, а также тревожащего воображение двуногого пса рядом с жирафом. В центре, на некоем подобии жернова, высится резной фонтан, более всего напоминающий готическую горгулью с многочисленными острыми побегами и наростами. На дальнем плане скалы, словно собранные из множества частей, служат убежище для птичьих стай. Отказавшись от изображения Грехопадения и Изгнания из Рая, Босх сосредоточился исключительно на эпизоде сотворения женщины - возможно, ключевом для интерпретации композиции в целом. Но если приглядеться внимательней, перед нами не идиллия: животные уже начали борьбу за существование (например, кошка, поймавшая мышь), а справа от фонтана змей кольцами обвел ствол, возможно, древо знания. [1] .
|
- Сад земных наслаждений.
Несмотря на кажущуюся переполненность композиции, она четко поделена на фризы, расположенные один над другим. В нижнем, самом близком к зрителю, многочисленные парочки и группы обоего пола наслаждаются всеми радостями, которые может им доставить им этот роскошный сад: среди прочих любовь - в самых разных ее видах - занимает первое место. Более всего выделяются изображение четы в хрустальном шаре, вот-вот готовым растрескаться, (возможно, аллюзия на скоротечность человеческого счастья).[1]
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны» Шарль де Тольнай . [3] .
Несмотря на кажущуюся переполненность композиции, она четко поделена на фризы, расположенные один над другим. В нижнем, самом близком к зрителю, многочисленные парочки и группы обоего пола наслаждаются всеми радостями, которые может им доставить им этот роскошный сад: среди прочих любовь - в самых разных ее видах - занимает первое место. Более всего выделяются изображение четы в хрустальном шаре, вот-вот готовым растрескаться, (возможно, аллюзия на скоротечность человеческого счастья).[1]
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны» Шарль де Тольнай . [3] .
Несколько шатров, гостеприимно распахнутых для любовников, и человека, несущего парочку в раковине моллюска (традиционный символ женского начала, но так же и предательства). Бросается в глаза изобилие мясистых и аппетитных плодов: ежевики, малины, винограда, черешни и клубники. Наслаждения и вкушение ягод продолжаются в воде - в странной компании гигантских птиц. Центральную часть композиции занимает замкнутая кольцом кавалькада дам и кавалеров на спинах невиданных животных: кабанов, медведей, единорогов, быков, леопардов, верблюдов, пантер, грифонов и других. Кавалькада движется вокруг садка, где купаются чернокожие и белые девушки. Выше - подлинный триумф визионерства Босха. На каменном фонтане с немыслимыми горгульями разворачивается эротическая акробатика. Фонтан стоит в центре зеркальной водной глади, от которых отходят четыре речных потока. Над каждой - странный гибрид растительного и животного мира - башня, населенная любовниками. [1]
- Музыкальный ад.
Множество музыкальных инструментов, изображенных Босхом точно и с большим значением дела, обусловило название правой части триптиха: Музыкальный ад. Мы видим арфу, лютню, волынку, флейту и барабан, превратившиеся в орудия истязания проклятых душ. В кажущейся хаотичности апокалиптических образов особенно интересно два. Человек-монстр, с туловищем в виде разбитого яйца, опирается похожими на древесные стволы руками на две ладони. В его лице, таинственном и полном глубокой задумчивости, стремились видеть автопортрет художника. Другой - это демон с птичьей головой, сидящий на высоком стульчаке: проглоченные им души извергаются в оболочке-пузыре и исчезают в бездне. Все окружающее - фантасмагорическая панорама телесных мук (от льда до огня), изощренно-фантастических и полных изобретательности, к которой художник был так способен. Свинья в монашеском облачении - возможно, намек на сладострастие, тщеславию соответствует изображение женщины, терзаемой демоном и вынужденной при этом любоваться своим отражением собственного лица на дьявольских ягодицах. Гнев - грех, типичный для таверн, -подвергается суровому наказанию в сцене у трактирного стола, зависть воплощена в образе человека, пожираемого собаками. Дальше, в глубине, видны сцены истязаний грешников бестиями и огромное орудие, составленное из ушных раковин и лезвия ножа (большинством исследователь распознается как яркий эротический символ). Видение объятого пламенем адского города завершает эту незабываемую картину пыток грешной души. Присутствие многочисленных символов указывает на связь с алхимией. [1]
- Источники
1. Босх/ Гении искусства/,/пер. с итальян./, Руссо В. - М.:"Омега", 2010.
2. Путеводитель по Прадо / издание 3-е, исправленное 2012.
- Источники
1. Босх/ Гении искусства/,/пер. с итальян./, Руссо В. - М.:"Омега", 2010.
2. Путеводитель по Прадо / издание 3-е, исправленное 2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий